16+

«Влюблённые»К. Гольдони (перевод с итальянского Веры Федорук). Эмоционально неуравновешенный спектакль с одним обедом (и двумя антрактами)

«Это виноградная гроздь с ягодами и листьями, это нечто живое и целое, что можно с удовольствием взять в руки... Тут мы имеем дело с цветущим соединением, с гибким и свободным сочетанием действующих сил на одной упругой ветке» — так Осип Мандельштам писал о комедии Карло Гольдони «Влюбленные». Пьес великого итальянского драматурга XVIII века и реформатора театра на псковской сцене не было семьдесят лет. В последний раз ставили «Трактирщицу», и было это в 1953 году (спектакль фактически завершил трилогию, начатую в 1946-м «Забавным случаем» и в 1948-м «Слугой двух господ»). В 2024-м режиссер Александра Пайчадзе обратилась к менее известному в России произведению итальянского классика — «Влюбленные» (1759).

«Влюбленные» — яркий пример комедии характеров, то есть такой, в которой источником комизма становятся не нелепые и парадоксальные стечения обстоятельств, а личные качества персонажей, порою преувеличенные до неправдоподобия. Главные герои «Влюбленных» — молодая пара Эуджения и Фульдженцио, чья любовь друг к другу так ревнива, мнительна и требовательна, что едва ли не каждое свидание заканчивается ссорой и скандалом. Как ни удивительно, но эти герои, судя по всему, почти без преувеличения списаны с натуры. Гольдони гостил в Риме и жил в доме аббата Пьетро Полони. Дочь аббата Маддалена и ее жених Бартоломео Пинто бесконечно и шумно ссорились, словно были не влюбленными, а заклятыми врагами. (В 1761 году они все-таки поженятся.) «Я видел их в Риме, я был другом и наперсником обоих... Я неоднократно слышал их ссоры, крики, взрывы отчаяния, видел разорванные носовые платки, разбитые зеркала, выхваченные ножи. Мои любовники несколько утрированы, но от этого не менее правдивы. Сознаюсь, что в моей пьесе больше правды, чем правдоподобия», — писал Гольдони в мемуарах. Маддалена Полони стала прототипом Эуджении, Бартоломео Пинто — прототипом Фульдженцио, болтливого и взбалмошного аббата Гольдони вывел под именем Фабрицио, а сам, по мнению многих ученых, укрылся за женской маской Фламминии. По пути из Рима в родную Венецию Гольдони остановился в Болонье и за две недели написал там «Влюбленных». Родовитый венецианец Вендрамин взял пьесу в репертуар своего театра «Сан-Лука» (ныне — Театр Гольдони), а ее успех помог поднять упавшие кассовые сборы. По замыслу Гольдони, комедия должна была открыть цикл из девяти пьес, прославляющих муз Парнаса; драматург посвятил «Влюбленных» Эрато — музе любовной поэзии.

Сценическая история «Влюбленных» на родине, в Италии, очень подробна, в России, наоборот, очень скудна. В свое время в роли Эуджении блистала великая Элеонора Дузе, в роли Фульдженцио — Томмазо Сальвини, Эрнесто Росси и Флавио Андо. В петербургском Театре комедии им. Н.П. Акимова пьесу впервые в России поставила в 1998 году режиссер Татьяна Казакова. В 2010 году свое прочтение «Влюбленных» показал в Москве, в Малом театре, итальянский режиссер Стефано ди Лука. Для псковского спектакля Вера Федорук сделала новый, усовершенствованный, перевод гольдониевской пьесы.

Режиссер Александра Пайчадзе переносит действие в Италию 1960-х — эпоху больших надежд и глобальных перемен, расцвета кинематографа и высокой моды. В псковских «Влюбленных» влюблены не только Эуджения с Фульдженцио, тут любят все. А зритель пусть уж сам решает, чьи чувства покажутся ему крепкими, настоящими и самое главное — можно ли в любви обойтись без скандалов и взаимных претензий?

Продолжительность — 3 часа с двумя антрактами.

Премьера спектакля: 8 марта 2024

Для зрителей 16+.

Создатели спектакля

Александра Пайчадзе
Режиссер
Художник по свету
Композитор
Сценическое движение
Алена Морозова
Выпускающий продюсер
Игорь Колосов
Помощник режиссера

В спектакле заняты

Сергей ПопковФабрицио, старик, горожанин
Дарья ЧураеваЭуджения, племянница Фабрицио
Наталья ПетроваФламминия, племянница Фабрицио, вдова
Алексей УховФульдженцио, горожанин, возлюбленный Эуджении
Мария ФоминаКлоринда, невестка Фульдженцио
Камиль ХардинРоберто, дворянин
Сергей СкобелевРидольфо, друг Фульдженцио
Александра КашинаЛизетта, служанка в доме Фабрицио
Денис КугайСуччилио, старик, слуга Фабрицио
Александр ПетровскийТониньо, слуга Фульдженцио
Виктор ЯковлевГолоса в телефонной трубке
Максим МитяшинГолоса в телефонной трубке

Отзывы зрителей

Анастасия Гребешкова, Псков 31 марта 2024
У меня спектакль оставил смешаггые чувства. По большому счету спектакль понравился. Я вообще пьесы Гольдони люблю. Отдельное спасибо художнику по костюмам, костюмы и гримм потрясающие. Понравилось, что сцена не перегружена декорациями. Это будто бы подчеркивает игру актеров. Насчет игры, это, конечно, мое субъективное мнение, но Эуджения несколько переигрывает.
Светлана, Псков 12 марта 2024
Не думаю что этот спектакль будет иметь успех у псковичей. Три часа для такого сюжета очень и очень много. Минимум декораций тоже не на добавляет зрелищности. Артисты конечно старались, но зритель покидал зал после каждого антракта.
Екатерина Клементьева 11 марта 2024

Ребята, вы огонь!!! Браво!!! Это было феерично, ярко, красочно, захватывающе, весело, танцевально!!! Спасибо всем!!! Такого яркого спектакля еще не было!

Марина Семенова 11 марта 2024

Спектакль фееричный, помпезный, яркий. Костюмы, конечно, шедевральные! Игру Дарьи сегодня видела первый раз. Браво! Голос, подача, манеры… Спектакль немного показался подзатянутым, очень не хватило мне итальянских словечек, именно когда актеры выясняли отношения, прям так и хотелось услышать итальянскую речь!

Наслаждались игрой актеров!

Рекомендую: легкий, ненавязчивый, молодежный!

Маргарита Воронцовская 11 марта 2024

На мой взгляд, это самый красивый спектакль из всех, что видела в нашем театре. Безупречная работа художника и художника по свету. Как вы это придумали? Костюмы хороши. Декорации универсальны и выразительны. Дом обедневшего сеньора, подиум, две точки зрения и пропасть между ними, психиатрическая клиника с санитарами и ванной-диваном. Я поражена. Пластика Эуджении – точное попадание в стиль 60-70-х годов. Хочется посмотреть ещё раз, когда уйдёт волнение первых показов. Спасибо! С премьерой!

Марина Желенговская-Егорова 11 марта 2024

Спасибо большое за прекрасный вечер!!!Это было феерично. Да, отдельно хочу отметить костюмы – супер!!! Рекомендую для молодежи, очень поучительно. Особенно девушкам!

Юлия Матвеева 11 марта 2024

Очень хороший, красивый спектакль! Игра актёров бесподобна! Спасибо за полученное удовольствие и приятный сюрприз! Моё определение любви прочитали со сцены!

Мария Кузнецова 11 марта 2024

Эмоционально, местами неконтролируемо смешно, неуравновешенно, с преувеличением, иногда до гротеска, очень в точку. В некоторых моментах восхитили детали в декорациях и движениях. Впечатлила сцена обеда! Рекомендую увидеть своими глазами!

Ирина Томсина 11 марта 2024

Спасибо любимому театру за подарок на 8 Марта!!! Яркий, лёгкий, «на стиле». Костюмы шикарные, музыка отличная! «Посмотрите на звёзды! Это водород!»

Анастасия Федорова 11 марта 2024

Благодарим за чудесный спектакль-праздник! Смотрится легко, на одном дыхании.

Но в то же время со смыслом. Так живут многие из нас: взрослые люди, но по сути дети, находящиеся не в реальном мире, а в мире своих иллюзий, не умеют договариваться друг с другом и любят превращать свою жизнь в драму.

Ирина Яненсон 11 марта 2024

Спектакль получился очень ярким, фееричным, я даже не ожидала, что это будет настолько ярко. Где вы ещё в Пскове найдёте такую яркость, тем более, на фоне нашей демисезонной, городской мрачности? Спектакль-антидепрессант, так бы я назвала эту постановку. Понравились декорации, музыкальное оформление, техническое обслуживание спектакля – на высоте, всё чётко и ненавязчиво сдвигалось, раздвигалось, собиралось и разбиралось. Не заметила погрешностей в свете, наоборот, всё было замечательно и красиво освещено. Грим и костюмы – нет слов, как понравилось, актёры просто неузнаваемы. Дарья Чураева меня поразила, очаровала и навеки сделала своей поклонницей.

Ольга Бахирева 11 марта 2024

Невероятные костюмы, экспрессивная игра, фантастические декорации! Атмосфера Италии 70-х воссоздана режиссёром потрясающе здорово! Браво! Спектакль – потенциальный претендент на золотую маску!

Лариса Андреева, Г. Псков 9 марта 2024
Стильно.Костюмно. Атмосферно. Эмоционально. Гармонично. Мне не хватило сюжета. Но 18- й век... Понятно...