Эта маленькая повесть никогда не имела сценического воплощения. А между тем, она заряжена драматургическим парадоксом и поэтической страстью автора «Маскарада» и «Героя нашего времени».
Незавершенность последней прозаической вещи Лермонтова таит загадку: это воля автора или роковое стечение обстоятельств? В любом случае через призму изящной миниатюры лучится весь спектр лермонтовских мотивов.
Роковая шутка о картах, любви и предчувствии скорой гибели пронизана духом музыки. Романс Варламова и итальянские арии создают лирический объем, светлый тон душевной искренности, а «Лесной царь» Шуберта — хрестоматийный шедевр германской вокальной музыки на стихи Гете — трагическим контрапунктом освещает эту легкую ироничную вещь, которую сам автор считал лишь шуткой.
Но «шутка» в словаре Лермонтова всегда неоднозначна...
В этом скерцо намеками затронуты основные струны лермонтовского мира, аллюзии хрестоматийных произведений автора и его литературного круга (Гоголь, Жуковский, Одоевский, Пушкин). «Штосс» — как блик свечи на темном портрете навсегда молодого поэта.
Сочетание вокальных данных и драматического мастерства актрисы позволяют Ирине Евдокимовой создавать полноценные многофигурные спектакли.
Спектакль — обладатель Гран-при театральных фестивалей.
В спектакле звучит музыка Дж. Пуччини, Ф. Шуберта, А. Варламова.
Продолжительность спектакля — 1 час 15 минут.
Все начинается со взгляда, который на новой сцене ты чувствуешь очень близко к себе. В круговороте спектакля по повести Михаила Лермонтова «Што-с» возникают разные чувства и эмоции. Меня поразило, что актриса Ирина Евдокимова играет за каждого героя появляющегося в повести и моментально меняет роль, образ. Отдельное спасибо за мистического старика, его неожиданное появление, походку, разговор, юмор и азарт, который возникает как у самого героя, так и у зрителя, а что дальше, как все развернётся…
Красота во всем: в гениальном решении и тонкости декораций, костюмов.
Благодарю за лёгкость пера и глубину постановки Алексея Злобина.
Потрясающий дуэт!
Всегда считала, что не люблю моноспектакли, смотреть на одного актера больше часа - скучно, но, оказалось, я просто не видела Ирину Евдокимову на сцене. Это настоящая магия перевоплощения, каждый герой у Ирины незабываем и самобытен. Как моментально переключаются образы, какая пластика, какое точное и тонкое попадание во все оттенки и нюансы, каждый жест, взгляд, вздох не случайны. Незаметно сплетается обещанная афишей мистификация, звучит оглушающая шутка, приоткрывается тайна и разворачивается трагедия.
Но мое самое любимое - это вокал. Мне кажется, я забывала дышать. Спасибо. Волшебно.
Режиссер Алексей Злобин показывает нам загадочный мир, где среди мертвых вещей движется хрупкая фигурка – не то паяц, не то ангел…
В этом спектакле И. Евдокимова играет все роли – мужские и женские, она играет даже потускневшие монеты, визжащие дверные петли и скрипучие половицы.
Мистификация-скерцо «Што-с» в постановке Алексея Злобина – настоящий маскарад мистики, призрачных фантомов и перевоплощений, и среди них – голос творческого человека, болезненный талант которого и полное отстранение от реальности ведет его к неминуемой конечной точке. Великолепная фантасмагория в исполнении Ирины Евдокимовой не только дала возможность оценить и восхититься многогранным талантом актрисы, но и понять, ощутить, вкусить полностью замысел неоконченной повести Лермонтова.
Моноспектакль «Што-с» по жанру мистификация-скерцо. Художник играет в карты с призраком. Чем закончится эта игра, мы так никогда и не узнаем.
Мне показалось, что сверхзадача авторов этой постановки – разбудить зрительское воображение, чтобы пришедшие на спектакль сами попытались развить для себя рассказанную им историю и придумать финал. На наших глазах Ирина Евдокимова, будто волшебная фея лицедейства, из поручика в мундире превращалась в Лугина, затем в дворника, чуть позднее – в призрачного старика. Вокал и слово, пластические эскизы и танец, лицо, озаренное едва уловимыми переменами мимики… Возможности артистической выразительности Ирины Евдокимовой безграничны. Лермонтовский сюжет, разыгранный ею, завладевал мыслями и чувствами настолько, что думалось: может, и правда дописать за Михаила Юрьевича его последнюю прозаическую вещь?..
БРАВО!!! Прекрасная работа! Так изголодалась по истинному искусству, когда свет, деталь, звук — рождают воображение зрителя без усилия для него и не в ущерб имени автора…