12+

«Ночь печальна»

Ночь изгнания, ночь разлуки с Родиной, с тем недавним и прекрасным прошлым, где остались юность и любовь, — все безвозвратно ушло.

— Не собираетесь ли Вы возвращаться? — спросили Ивана Бунина.
— Тех, кого я любил, уже нет, — ответил он.

Иван Бунин. Сергей Рахманинов. Два величайших автора. Два эмигранта. В авторской программе Ирины Евдокимовой тонкой нитью сплетены воедино мелодика бунинской речи и музыка Рахманинова. Причем ни одна из этих двух составляющих сценического действия ни в коем случае не служит банальной иллюстрацией для другой. Музыка органично подхватывает прозаический или поэтический текст и наоборот — слово будто рождается из музыки.

Тон задает «Элегия» из цикла «Пьесы-фантазии», из которой вырастает и становится почти осязаемым образ той, прежней России, столь дорогой сердцу всякого русского человека. А тоска о прошлом и боль расставания, величайшая любовь и тотальное одиночество — такие пронзительно-русские темы, — естественны для творчества и Бунина, и Рахманинова.

«Уехав из России, я потерял желание сочинять», — говорил композитор. Однако в эмиграции он создаст пусть и немногочисленные, но едва ли не лучшие свои произведения. И только не сможет уже более написать ни одного романса. Невозможно вернуть то, чем была напоена душа когда-то, до отъезда. «Но то был сон...» Поэтому неслучайно в спектакле звучат именно рахманиновские романсы. Как отголосок всего, что сгорело в революции, вмиг оборвалось, ушло далеко и невозвратно — вместе с тою жизнью, с эпохой, бережно хранимой в воспоминаниях и воскресающей лишь в мечтах (Александр Браже).

В спектакле звучат выдержки из «Окаянных дней», стихотворения, рассказы «В одной знакомой улице» и «Кавказ» Ивана Бунина, «Элегия», «Полька» и романсы Сергея Рахманинова «Сон», «Ночь печальна», «Я жду тебя», «Все отнял у меня», «Здесь хорошо», «Не пой, красавица, при мне», «Как мне больно» и «Весенние воды».

Продолжительность спектакля — 1 час.

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)

1920 г. 9 февраля из порта Одессы отплыл пароход «Спарта». На его борту среди прочих беженцев Бунины. В июне они прибывают в Париж… 1933 г. присуждена Нобелевская премия. Дневниковая запись от 2 мая 1953 г. «Это всё-таки поразительно до столбняка! Через некоторое очень малое время меня не будет – и дела и судьбы всего, всего будут мне неизвестны!.. И я только тупо, умом стараюсь изумиться, устрашиться!» 8 ноября Иван Бунин умер. Похоронен под Парижем на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа…

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)

«…Творчество Рахманинова – замечательного композитора, пианиста и дирижера – представляет собой выдающееся явление мировой культуры. Острота и психологическая насыщенность, бурный протест и романтически приподнятая патетика сочетаются с поэтически прекрасной лирикой, проникнутой глубоким и сильным чувством. С особой силой в его творчестве воплощена тема родины». С 1917 года жил за рубежом. Похоронен на русском кладбище в Кенсико, недалеко от Нью-Йорка.

Премьера спектакля: 24 августа 2022

Для зрителей 12+.

Создатели спектакля

Ирина Евдокимова
Режиссер

В спектакле заняты

Ирина ЕвдокимоваИсполняет роль

Отзывы зрителей

Мария, Псков 28 ноября 2022

Актерская игра Ирины Евдокимовой – это сплетение потрясающего голоса, художественной чуткости и аккуратного отношения к бунинской речи и музыке Рахманинова. Моноспектакль «Ночь печальна» идёт на одном дыхании. Удивительно, как тонко может перевоплощаться актриса, то погружая зрителя в тоску о прошлом и боль расставания, то раскручивая тему любви и тотального одиночества, балансируя на грани сумасшествия и отчаяния.

Дина, Санкт-Петербург 22 ноября 2022

Моноспектакль «Ночь печальна» пролетает на одном дыхании. Удивительное соединение разных времен, попадаешь в мир Бунина и Рахманинова, создается впечатление, что ты с ними на одной волне. У Ирины Евдокимовой прекрасное, удивительное и точное проживание. Сейчас не так часто встретишь актеров, которые могут удержать внимание всего зала на одном себе, захватив зрителя. Удивляют неожиданные переходы от поэзии к музыке, которые сливаются в одну ноту; оперный голос актрисы невероятно красивый!
Интересный подход в аудиовизуальном сопровождении, когда слышишь голоса детей и разные звуки - они будто окутывают тебя, наталкивая на различные мысли.
Я с удовольствием посещу этот спектакль вновь!

Лариса 17 ноября 2022

Прекрасный материал! Настоящее удовольствие от встречи с большой литературой, классической музыкой и двумя творцами – Буниным и Рахманиновым. Замечательно выстроены тексты Бунина, а как исполнены! Каждое слово сказано с нужной интонацией, силой, громкостью. Всегда вовремя монолог уступал место вокалу, который у этой артистки пробирает до мурашек. Мелодичный, утонченный, глубокий спектакль, как и сама актриса. Восторг!

Лия 17 ноября 2022

Каждый раз при посещении театра у меня рождаются такие трогательные чувства, которые очень тяжело описать. Особенно они проявляются на моноспектаклях: когда видишь каждую эмоцию, каждую морщинку на лице актера. Сегодня эти чувства усилились благодаря музыке, романсам Рахманинова. Это чувство было такое хрупкое, такое необузданное, а музыка его укрепила. И я ухожу из театра с неким чувством печали, потому что спектакль закончился, но совсем скоро я вернусь вновь. Этот моноспектакль по-настоящему затронул меня.

Анна 17 ноября 2022

Я очень люблю Пушкинский театр и была но многих спектаклях, но моноспектакль я посетила впервые. И мне очень понравилось! Этот спектакль такой чувственный, лиричный, проникновенный, я чувствовала каждую эмоцию актрисы. Мне очень понравилась актерская игра и необычное сочетание литературы и музыки, вокала. Очень приятные чувства в душе оставил этот спектакль.

Анастасия 17 ноября 2022

Спектакль вызвал так много эмоций! Мне очень понравилась актерская игра! Когда ты смотришь не через экран телефона, а своими глазами на потрясающую актрису, которая отдается спектаклю с первой секунды и до финала – это непередаваемые впечатления.

Из прессы 7 июля 2022

Спектакль захватил с первых минут, действительно погружаешься в это искусство и в какие-то воспоминания. При этом было единение с залом, зритель впитывал каждую ноту, каждый жест, каждое слово, и чувствовалось, как актриса владеет этим залом, она ведет всех за собой.

…Голос актрисы рассказывал о далеких днях юности писателя – московские дворики и дома, любовь и счастье юности. А романсы… Голос Ирины заставлял плакать и рваться к облакам. Весь вокально-литературный рисунок моноспектакля излучал чрезвычайную гармонию. Ведь главный смысл жизни писателя – любовь – сгорел вместе с революцией и потерей Отечества. И где ценности, которые так важны для человека в очень личном аспекте – представления о чести, отношение к женщине, изящные нюансы отношений в любви? Все ушло куда-то далеко вместе с прошлой эпохой . Нет возврата… «Ночь печальна, как мои мечты»… Чтобы такие мысли, такие невероятные чувства могли родиться в душе зрителя, надо быть невероятной актрисой, изысканной личностью, мощно талантливой. Как Ирина Евдокимова.

…Зритель приходит в театр за потрясением, за сильными эмоциями. Моноспектакль – это сложный жанр. Актер на сцене один должен управлять вниманием зрителя. Чтобы «держать зал», актер должен ох как постараться! В моновыступлениях это особенно важно, без этого невозможно!» Цветы и овации актрисе Ирине Евдокимовой – тому подтверждение…