Бывший уфимец прочёл землякам Пастернака

Виктор Яковлев никогда не терял связи с Уфой

Бывший уфимец прочёл землякам Пастернака Фото автора.

Виктор Яковлев покинул наш город почти четыре десятилетия назад, давно и прочно обосновался в Пскове, но никогда не терял связи с Уфой — приезжал к родителям, потом на их могилы, к родным, друзьям детства, педагогам, коллегам. Многие годы он поддерживает дружеские связи с заведующей музеем Башкирского театра драмы, театроведом Азалией Бал (Балгазиной), организатором и куратором встречи. Именно она нашла Виктора Яковлева, готовя материал для «Башкирской энциклопедии».

И вот незадолго до своего 65-летнего юбилея заслуженный артист России, ведущий артист Псковского академического театра драмы имени А.С. Пушкина Виктор Николаевич Яковлев снова среди друзей, с которыми бегал по Вокзальной улице, учился в 44-й школе. Встреча прошла в одном из залов Национальной библиотеки им.А.-З. Валиди.

Моложавый, подвижный и вместе с тем сдержанный.

Мечтал об авиации и после школы пошел учиться на авиационного инженера. Но в 1968 году в Уфе открылся институт искусств, и он поступил на театральный факультет. Учился хорошо, получал стипендию им. Вахтангова. Больше всего запомнились ему педагоги: артисты Федор Крашенинников и Мария Левитина, которых еще помнит старшее поколение уфимцев, и, конечно, основательница факультета Шаура Муртазина, после ухода которой он уехал в Москву и поступил в ГИТИС, который когда-то закончила она.

Он и здесь получал повышенную стипендию, да еще подрабатывал, убирая московские улицы.

В октябре 1979 года его приняли в труппу псковского театра. Приняли без показа — диплом ГИТИСа был надежным гарантом качества.

За годы работы им созданы десятки разноплановых ролей, сделавших его лучшим актером псковского театра.

Это парикмахер Кинг, герой 80-х, из спектакля «Смотрите, кто пришел!» А в «Гамлете» он предстал в почти бессловесной роли королевы. Гамлета он сыграла в бенефисе одного из коллег; Ивана Грозного — в исторической мелодраме Александра Островского «Василиса Мелентьева»; околоточного Якорева в «Последних» Горького; Шута в шекспировском «Короле Лир». Все они сыграны «психологически достоверно, со зрелостью умного и технически точного профессионала», как считают критики.

На псковской сцене актер поставил спектакль по пьесе стерлитамакского драматурга и писателя Владимира Жеребцова «Солдатики» для молодежного состава труппы, ставший лауреатом губернаторской премии.

Он пишет эссе о театре, пьесы. Его исследование творчества и жизни Марины Цветаевой получило одобрение многих известных артистов. Его размышления о взаимоотношениях церкви и театра он выразил в эксклюзивной работе «Есть ли Бог на сцене?», напечатанной в литературно-религиозном журнале «Континент». Ибо и сейчас Виктор ставит перед собой вопрос: «Зачем я выхожу на сцену?».

Он много выступал со стихами Бориса Пастернака на больших и малых сценах российских городов и в Голландии, Нейменгене — городе-побратиме Пскова, причем для сравнения звучания стихи читались вначале по-голландски, потом по-русски.

Затем Виктор создал композицию по роману «Доктор Живаго», над которым много размышлял после того, как прочитал его впервые в начале восьмидесятых.

Фото автора.

«Сюжет показался странным и сложным, пока не был найден ключ. «Доктора Живаго» нельзя читать как классический русский роман. Здесь сюжет совсем не главное. Здесь главное поток, которому надо просто отдаться, пройти вместе с Пастернаком. Я сейчас опять процитирую из своей композиции: «Я первый, пока, кажется, я единственный с болезненностью осознал этот тупик, в который наша «эра оригинальности» заводит. И вот, когда я осознал эту оригинальность как тупик, я решил круто повернуть. Я решил, что буду писать просто, ничего не выдумывая, как пишут письма», — писал Пастернак. Это ведь почти про наше время: у него та же черта, болезненная черта Серебряного века — оригинальничание, стремление выделиться, эпатировать чем угодно. Все может получиться, если следовать Божьему промыслу, — говорит актер. — Пастернак сам считал главным делом своей жизни не стихи, а прозу. Он писал ее всю жизнь параллельно со стихами. И моя программа не совсем поэтическая. Это сквозное действие — изменение Пастернака от начала работы над романом, когда ему было страшно тяжело. Не надо заботиться о присутствии своей индивидуальности, не надо заботиться о том, чтобы себя выразить. Постарайся выразить автора».

В программе также прозвучали стихи А.С. Пушкина.

Отвечая на вопросы, Виктор Яковлев рассказал про сына Николая (в семье трое детей). Он не стремился на сцену — долго не мог найти себя, но сцена, в конце концов, увлекла его. Окончил в 2014 году ярославский государственный театральный институт (ЯГТИ). Лауреат конкурса на лучшую роль сезона «Признание» (2015), лауреат VII Международного конкурса чтецов имени А.П.Чехова (2016, Москва).

Слушатели, среди которых был мастер художественного слова Башкирской филармонии, народный артист РБ Александр Донгузов, выразили благодарность нашему земляку за его светлое искусство и новое для многих прочтение Бориса Пастернака.

Фото автора. Автор: Эмма Шкурко (emma)

Источник: Общественная интернет-газета Республики Башкортостан

Дата публикации: 8 июля 2016

20 апреля 2024
11:00
суббота

Notice: Undefined variable: afisha in /var/www/drampush/data/www/drampush.ru/use/afisha_today.php on line 32
20 апреля 2024
15:00
суббота
21 апреля 2024
13:00
воскресенье
21 апреля 2024
19:00
воскресенье
12+

«Соседи»

Большая сцена
21 апреля 2024
19:00
воскресенье
12+

«Случайный вальс»

Замена спектакля «Говорит Москва»
Новый зал