Актриса Мария Петрук: Любовь - это «химия», ее заслужить невозможно

Интервью Александра Донецкого

25 июня на большой сцене Псковского драматического театра имени Пушкина — третий премьерный показ комедии «Фантазии Фарятьева» в постановке петербургского режиссера Олега Куликова, смешном и грустном спектакле о несовпадениях любви, о фатальном взаимонепонимании между мужчиной и женщиной. Роль учительницы музыки Александры в новом спектакле исполняет Мария Петрук. Обозреватель Псковской Ленты Новостей Александр Донецкий встретился с актрисой и поговорил с ней о спектакле.

- Считается, что всякая главная роль для актрисы — отдельно прожитая жизнь, или, по крайней мере, важная ее часть. Мария, какую женщину вы играете, что это за человек?

- Режиссер Олег Куликов постарался уйти от бытовой интерпретации этой истории. И наш спектакль очень отличается от известной экранизации Ильи Авербаха. В фильме — драма, а у нас больше комического, хотя есть и драматические эпизоды. Как говорится, и смех, и слезы. Но Александра, пожалуй, - единственный не комичный персонаж в пьесе и в нашем спектакле. Остальные очень смешные. Мы смотрим на коллизии, которые переживают герои и удивляемся, как это все похоже на нашу собственную жизнь! Наверное, все люди переживали в жизни то, что испытывают Александра и Фарятьев. Буквально у каждого человека это происходит! Те же жизненные проблемы. Александра подходит к такому критическому возрасту, когда замуж пойдешь за любого. Ее бросил любимый человек Бедхудов. Видимо, в очередной раз. То есть он ее уже бросал неоднократно. Он ее бросит, а потом притянет. Обидит, позовет обратно. А она, как собачка, за ним бегает. И тут вдруг на именинах Бедхудова она знакомится с Павликом Фарятьевым. И поначалу она его никак не воспринимает. Он для нее клоун, чудак, эксцентрик. Но в конце первого акта он неожиданно для нее открывается как личность. И после его монолога она и мир начинает иначе воспринимать. Может быть, даже немного влюбляется в Фарятьева. Может быть, она даже понимает, что без Фарятьева не было бы и Бедхудова, которого она любит, они ведь близкие друзья. А сама героиня как бы совпадает с моей жизнь, как-то очень в меня попадает. Я уверена, что каждая женщина переживает примерно то же самое, что и Александра, когда влюбляется. Забывает про себя, себя не ценит. Я очень удивилась, когда прочла эту роль. Прямо какая-то ирония судьбы. Мне понятны поступки моей героини.

- Да, но в финале спектакля она все равно убегает к этому своему Бедхудову, бросая несчастного жениха Фарятьева. Как можно понять такое поведение?

- Я только так это понимаю, что так сильно на нее действует «химия любви». Увидела снова своего возлюбленного и сразу вновь в разуме помешалась. И забыла про все на свете. Про обещания Фарятьеву, маме. Она ведь так и говорила в монологе: невозможно заслужить любовь. Насколько Фарятьев прекрасный человек, но заслужить любовь Александры он не в силах. Я думаю, что женщина просто видит мужчину и влюбляется в него, и все. Тут какие монологи не произноси, все без толку.

- То есть хороший, плохой мужчина — не важно. По принципу: любовь зла, полюбишь и Бедхудова?

- Да. И никто не может помочь. Как бы мама не предостерегала Александру от этого Бедхудова, какие бы верные слова не говорила сестра, все это не способно ее остановить. Бедхудов — это ее бес, наверное. Она только его увидит, становится как бы бесноватой, не контролирует себя.

- Но отношения Александры и Бедхудова остаются «за кадром». О том, какие они на самом деле, эти отношения, зритель может только догадываться.

- На репетициях мы оговаривали, что Бедхудов — это такой мужчина, в которого влюблены буквально все. Он — звезда! И он увлекается то одной женщиной, то другой, Александру бросает, а потом, когда узнает, что у Александры с Фарятьевым дело пошло к свадьбе, он, понимая, что одна из его поклонниц убегает, решает снова ее к себе приблизить. Но мы можем предполагать, что эта история у Бедхудова и Александры долго не продлится. Пройдет неделя-другая, и он снова увлечется кем-нибудь еще, а Александру бросит. Вот такие у них отношения.

- Я как-то пытаюсь перевести эту коллизию в наше время и мне трудно все это себе представить. Нынешние молодые женщины разве такие? Легкомысленные?

- Бедхудову она нужна как восторженная поклонница. Потому что она относится к нему как к богу.

- Вы часто встречали таких женщин в жизни? Которые к мужчине относятся как к богу?

- Да, по-моему, любая женщина, когда влюбляется, относится к мужчине как к богу и готова для него на все. И Александра — она именно такая женщина.

- А вот если дофантазировать пьесу? Выйти за финальную немую сцену. Александра способна будет выйти в итоге за Фарятьева?

- Я думаю, что нет. Хотя если бы Бедхудов не вернулся за ней, она может быть и вышла бы за Фарятьева. Но после того, как она убежала, мне кажется, будущего у них нет.

- Странно получается, такая духовная женщина, и была готова выйти замуж не по любви?

- Дело в том, что в Фарятьева она тоже немного влюбляется. Как в личность. Но Бедхудова она любит и как личность, и как мужчину.

- А разве можно выйти замуж, не любя мужчину как мужчину? Что же это будет за семья?

- Просто Фарятьев для нее на тот момент — решение всех проблем. Она просто находится в состоянии тяжелой депрессии после разрыва с Бедхудовым. Ее мучает постоянная неопределенность в личной жизни. Все как-то не клеится. Она понимает, что Бедхудов замуж ее никогда не позовет. И при этом она же с Бедхудовым вместе работает, постоянно видится с ним на работе. Мы можем предположить, что в городе ходят всякие сплетни, что она переживает позор, и мать ее допекает: «Сколько раз я тебе говорила...» И сестра покоя не дает. Она не ценит себя, не может проявить гордость. И получается, что один Павлик ее оценил по достоинству. А Бедхудов обращается к ней, как к своей собачке, он зовет ее «Санёк». Для Фарятьева — она богиня, свет в окошке, а Бедхудов — вот так. И получается, Павлик Фарятьев для нее — единственный выход. Мне кажется, что и в жизни все так же несправедливо. Кто к нам хорошо относится, мы этого человека не любим. А кто плохо, мы и любим, и все пытаемся доказать, что чего-то стоим в этой жизни. Пытаемся заслужить любовь. А это невозможно.

- А как ваша героиня относится к Фарятьеву?

- Она меняется после встречи с ним. Он ее вытаскивает из депрессии, заставляет поверить в лучшее. Он ее поднимает ввысь, приподнимает над бытовыми мелкими вещами. Он, можно сказать, вдыхает в нее жизнь. В трактовке роли я иду от себя, от своей органики. И если сорок лет назад 27 лет для женщины, которая не вышла замуж, это была катастрофа, то сейчас этот критический возраст для женщины как бы отодвинулся.

- Не 27, а 37?

- Не знаю, мне кажется, что многие современные женщины в 27 лет — еще дети. Александра, если учитывать фактор времени, получается старше. Я играю более зрелую женщину, чем я сама сейчас. Разочарованную, несчастную от своей слепой любви. Но в то же время и счастливую. Если говорить о спектакле в целом, то мне представляется, что главная роль в нашем спектакле — это младшая сестра Люба. Она не случайно Любовь. Александра гоняется за ней или прячется от нее. А Любовь ко всем пристает, пытается пробиться к людям, к одному, к другому, а ее никто не слышит. И она, Любовь, остается одна.

Беседовал Александр Донецкий

Дата публикации: 24 июня 2016

30 марта 2024
11:00
суббота
30 марта 2024
19:00
суббота
18+

«Бовари»

Малая сцена
31 марта 2024
11:00
воскресенье
31 марта 2024
19:00
воскресенье
12+

«Не спать!»

Перенос на 2 апреля
Новый зал
3 апреля 2024
19:00
среда
16+

«Пигмалион»

Большая сцена