«Фантазии Фарятьева»: Две актрисы на одну роль

Интервью с Ангелиной Аладовой и Ксенией Тишковой

18 и 19, а также 25 июня на сцене Псковского театра имени Пушкина — премьера:   драматическая комедия в двух действиях «Фантазии Фарятьева» в постановке питерского режиссера Олега Куликова. Главную роль в спектакле исполняет известный петербургский актер Андрей Шимко. А вот роль школьницы Любы, влюбленной в фантазера Фарятьева, по очереди играют сразу две актрисы театра — недавняя выпускница «Школы русской драмы» Ангелина Аладова и Ксения Тишкова, уже хорошо известная псковскому зрителю.  Александр Донецкий встретился с актрисами и поговорил с ними о новом спектакле.

Первый вопрос такой. Как вообще репетируют в театре, когда одну роль играют две актрисы?

Ангелина Аладова. По очереди. Один день, допустим, я, второй — Ксюша. Либо в один день проходим одну и ту же сцену. Как пойдет...

Но это ведь получаются разные спектакли? Потому что у одной актрисы одна Люба, а у второй — совсем другая.

Ангелина Аладова. Естественно. Но внешним амплуа мы схожи.

Ксения Тишкова. А по органике - мы разные.

Ангелина Аладова. Плюс ко всему Ксюша старше. И у нее другой опыт. Мы вообще из разных  городов. Рисунок спектакля — один, а героини наши, понятно, разные.

Ксения Тишкова. Каждый по-своему воспринимает задачи режиссера, но концепции спектакля это не меняет.

Аладова. Суть спектакля — одна.

А в чем суть?

Ангелина Аладова. Там нельзя сказать «про что?». Про любовь, про взаимопонимание, про непонимание, про мелкие проблемы, которые на самом деле глобальные...

Ксения Тишкова. Про семью.

Ангелина Аладова. Да, про семью. Про что еще? Про разные виды любви. У Любы — любовь детская. У ее сестры Александры — взрослая. И вот, скажем, у Ксюши, по-моему, Люба по-другому любит...

Ксения Тишкова. Люба в этом спектакле проходит большой путь взросления. Сначала она такая... неопытная. Легкая, воздушная. Ее в этой жизни вроде всерьез ничто не интересует. Кроме того, как бы выбраться из этого провинциального города. Ее тяготит это состояние замкнутости, то, что в семье постоянно ругаются. У нее другие цели в жизни. Но с появлением Фарятьева с ней происходит перемена, абсолютная переоценка всего — себя, жизни. С ней случается первая любовь, которая меняет ее кардинально. Если в начале спектакля Люба одна...

Ангелина Аладова. Девчонка...

Ксения Тишкова. То в конце — абсолютно другая...

То есть она в женщину превращается?

Ксения Тишкова. Не совсем в женщину, но у нее меняются приоритеты в жизни. Если раньше она жила «на вызов», постоянно провоцировала окружающих, то потом она меняет отношение к семье, к маме, к сестре, к Фарятьеву, к чувству любви вообще. Я не могу сказать, что она превращается в женщину...

Ангелина Аладова. Да, тут из крайности в крайность нельзя бросаться. Все-таки Люба остается подростком. Но она становится, так сказать, более наполненной.

Ксения Тишкова. Женщиной в полном смысле слова она станет позже, когда встретит такого же Бетхудова, которого встретила ее сестра Александра.

Что такое Фарятьев для нее? Первая любовь?

Ангелина Аладова. Да, первая любовь. Что-то такое возвышенное, воздушное.

То есть это платоническая любовь?

Ксения Тишкова. Конечно. Понимаете, она в семье...

Не без урода?

Ксения Тишкова. Ребенок, обделенный вниманием.

Ангелина Аладова. Она и говорит о себе: «Я — уродина, меня никто не любит».

Ксения Тишкова. Она как белая ворона. Абсолютно сама себе предоставлена, болтается туда-сюда, не знает, куда податься. И в Фарятьеве она видит, по сути, такого же человека.

Близкого?

Ксения Тишкова. Да, близкого по духу.

Ангелина Аладова. Она и говорит Фарятьеву, а помните вы рассказывали про ландшафты, про строения? Я их тоже вижу во сне, как и вы. Поэтому у нее и истерика. Когда она слышит этот главный, большой монолог Фарятьева в пьесе, у нее случается внутренний перелом.

Ксения Тишкова. Я бы даже сказала, что Люба из девочки превращается в философа.

Ангелина Аладова. В философа?

Ксения Тишкова. Да. Если прежде у нее были такие детские мысли, то после монолога Фарятьева каждое ее слово наполнено смыслом.

Грубо говоря, она взрослеет? Происходит метаморфоза? Ребенок превращается в личность?

Ксения Тишкова. Да, вот точно — она становится личностью.

Ангелина Аладова. В принципе каждый персонаж в спектакле меняется под влиянием Фарятьева. Здесь пять человек — и пять главных героев. Второго плана нет. У каждого прописана роль, и каждый как-то меняется за время спектакля. Люба — подросток, она заканчивает школу, собирается поступать в институт. У нее вроде есть мальчик, которого она, возможно, придумала. Вот у Саши появился молодой человек, и ей нужен. Наверное, у нее и в самом деле есть какой-то мальчишка, к которому она относится не так серьезно, как к Фарятьеву. Потому что он одногодка, одноклассник.

Ксения Тишкова. Он ей не интересен. Ровесник, как обычно.

Ангелина Аладова. Брательник такой. Ничего в нем нет особенного.

Есть фильм Ильи Авербаха «Фантазии Фарятьева», чуть ли не культовый в среде интеллигенции образца семидесятых-восьмидесятых годов. Как вы относитесь к этому фильму, ведь зрительское сравнение неизбежно? Я вот смотрю на вас, и понимаю, что там-то Люба - абсолютно другая.

Ангелина Аладова. Я очень люблю этот фильм, и да — Люба в фильме не такая, как она написана драматургом в пьесе. В пьесе — это юная девчонка, дерзкая, максималистка, с косичками, и у нас даже мысли не было сравнивать роль с тем, что мы видим в фильме.

Я почему спросил. Фильм снят в семидесятые, тогда же, когда и написана пьеса. И когда его сейчас смотришь, думаешь: «Господи, о чем думали люди!». Из нашего сегодняшнего времени они видятся как какие-то идеальные персонажи, повернутые на духовности. Та Люба, в исполнении Екатерины Дуровой, осталась там, в семидесятых. А сейчас, в наше время, современная девчонка в 16 лет не может быть такой, да? Девчонка в версии 2.0 не может влюбиться в такого, извините, чмошника, которого сыграл Андрей Миронов. (Я вас провоцирую, разумеется). Но вы играете свою героиню в 2016-м году. Совсем другая эпоха, прагматичная, циничная, и это не может не влиять на трактовку роли. Новое поколение поймет эту коллизию?

Ангелина Аладова. Не знаю, как насчет поколений, но мне, например, Люба очень близка.

Ксения Тишкова. И мне.

Ангелина Аладова. Мне, конечно, не 16 лет, но вспоминая свои 16 лет, я думаю, что все это  очень похоже на то, что происходило со мной. Вот этот подростковый, переходный, переломный возраст, когда постоянно пытаешься тянуть на себя одеяло, все это мне очень понятно. Мы еще сделали такую Любу... Она — артистка, она вечно что-то придумывает, хохочет, легкая, подвижная, язык острый, всех поддевает. К тому же достаточно умная девочка, хорошо учится в школе, с острым характером, максималистка.

Ксения Тишкова. Если посмотреть на сегодняшних подростков, они — точно такие же максималисты, часто жестокие. В принципе, ничего не поменялось за сорок лет, какие подростки были, такие они всегда и будут. Важно, что с ней происходит, какое превращение. Это ведь не с каждым человеком случается. И я думаю, что если в зале будут сидеть подростки, они нас поймут. Потому что со всеми с ними происходит нечто похожее. Кто в учителя влюбляется, кто в папу своей подруги. То есть в людей старше, которые заведомо интересней, чем ровесники.

Ангелина Аладова. Люба — умная девочка, и когда она встречает такого творческого человека, как Фарятьев, ей он кажется кем-то невероятным. Ей он представляется очень необычным, не от мира сего, чудаком. И вот этим чудачеством он ей нравится, именно в такого Фарятьева она и влюбляется. Хотя она видит, конечно, что он странный, с придурью. Но вот ей это чудачество и оказывается близким. Потому что она тоже такая... чудачка.

А как к сестре она относится?

Ксения Тишкова. Александра для Любы — пример для подражания, идеал. Она постоянно сравнивает себя с сестрой, хочет быть на нее похожей, хотя и считает себя уродиной. Ей хочется дотянуться до какой-то высокой планки. Саша для нее — вот эта высокая планка. Она сестре старается подражать. А потом в какой-то момент сестра становится для нее чисто по-женски соперницей. Там есть сцена, когда Люба просто откровенно ревнует.

А как вы считаете, эта история вообще актуальна для нашего времени? Вот, всякие чуваки на интернет-форумах, явно недоброжелатели Псковского театра, пишут, что вот-де вытащили откуда-то со свалки какую-то затхлую и унылую советскую пьесу, которая никому не интересна и давно утратила всякую актуальность.

Ангелина Аладова. Чушь! Эта пьеса абсолютно актуальна и, по-моему, будет актуальна всегда. Тема — вечная.

Ксения Тишкова. Сегодня в жизни каждый день происходит все то же самое, что и в «Фантазиях Фарятьева».

Ангелина Аладова.иЯ бы даже сказала, что лично для меня эта вещь очень актуальная, она в меня попадает на сто процентов. Вот в лично мой период жизни попадает. Все не просто так случилось! Не просто так эта пьеса появилась в моей жизни. Не случайно я и в Пскове оказалась. Все происходит не просто так.

Все-таки трудно играть одну роль по очереди?

Ангелина Аладова. Немного нервно. Честно говоря, слегка бьет по самолюбию.

И как вы собираетесь преодолевать эту ситуацию?

Ангелина Аладова. Нам все время придется это в себе преодолевать. Но, тем не менее, мне кажется, для нас с Ксюшей — это очень важный театральный опыт. Мы стараемся держаться вместе, а не порознь. И когда Ксюша, допустим, репетирует какую-то сцену, я со стороны какие-то важные вещи про свою героиню начинаю улавливать и понимать. Открываются какие-то другие стороны ее характера.

Ксения Тишкова. Мы здесь существуем в творческом тандеме, а не в соперничестве.   

Беседовал Александр Донецкий  

Дата публикации: 20 июня 2016

30 марта 2024
11:00
суббота
30 марта 2024
19:00
суббота
18+

«Бовари»

Малая сцена
31 марта 2024
11:00
воскресенье
31 марта 2024
19:00
воскресенье
12+

«Не спать!»

Перенос на 2 апреля
Новый зал
3 апреля 2024
19:00
среда
16+

«Пигмалион»

Большая сцена